Как научить школьников умножению?

Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников. Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде, всю жизнь же на тетрадях была таблица умножения? Что не так-то?
А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.
Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

таблица умножения

Иногда эту же таблицу даже называют красивым слово «таблица Пифагора». Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

Ни один ребенок в здравом уме не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

Ни один ребенок, как бы гениален он ни был, не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

Ну, и вообще, когда учитель говорит: «выучи таблицу умножения», а ребенок даже перед собой таблицы не видит — он сразу понимает, что математика — это такая наука, где обычные вещи названы как-то по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно. И вообще, надо делать «так, как сказано», а не «так, как есть смысл».

Чем же «таблица» лучше?

Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.

Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение — просто таблица.

В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос «семью восемь» он никогда не ответит 55 — ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В «таблице» надо запоминать гораздо меньше.

Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Даже такие закономерности находят дети, еще не умеющие умножать.

Например: числа, симметричные относительно диагонали — равны. Понимаете, людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает — очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется (или что умножение коммутативно, говоря проще).

Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.

Помните свой экзамен в вузе по математике? Вы же забыли все теоремы курса, кроме той, что вам досталась, и вам пришлось ее доказывать злобному преподу! Ну, это если вы не списывали, конечно. (Я утрирую, но почти всегда это близко к правде). А потом ребенок видит, что можно не всю таблицу учить, а только половину. Если мы уже знаем строчку умножения на 3, то нам не надо запоминать «восемь на три», а достаточно вспомнить «три на восемь». Уже вдвое меньше работы. А кроме того, очень важно, что ваш мозг не принимает сухую информацию в виде каких-то непонятных столбиков примеров, а думает и анализирует. Т.е. тренируется.

Короче, если ваш ребенок во втором классе, распечатайте ему вот такую, правильную, таблицу умножения. Повесьте на стену большую, чтобы он на нее поглядывал, когда делает уроки или сидит за компом. Или еще какой дурью страдает. И напечатайте и заламинируйте ему маленькую (или напишите на картоне). Пусть он ее в школу с собой таскает, и просто удобно под рукой держит. (не помешает на такой таблице выделить квадраты по диагонали, чтобы лучше видно)

    4 комментария
  1. Настасья

    ()

    Информация по умножению не так велика, что бы её было сложно учить в примерах или в таблице. Нормально всё зубрилось, даже двоечники могли «пятью-пять» ответить.

    Ответить

  2. Марьян

    ()

    учил по ненавистной автору «таблице умножения» летом в деревне после 1-ого класса. Главным мотиватором стало то, меня не брали купаться, если не выучу очередную цифру. После пятерки я понял, что от перемены мест множителей ни хрена не меняется и дело пошло быстрее. Помню свой баттхёрт, когда «пятью пять — двадцать пять, шестью шесть — тридцать шесть, семью семь… эй, какого черта не сорок семь???».

    Ответить

  3. Настасья

    ()

    Мы пользовались обоими вариантами, во-первых, а во-вторых, нас очень быстро заставили вызубрить всю таблицу от и до, и никуда не подглядывать, это наказывалось))

    Ответить

  4. Макс

    ()

    Интересно, я не помню,чтобы мы прямо таки старались «понимать» таблицу умножения. Просто учитель на уроке объяснила «принцип» так сказать таблицы и сообщила что надо выучить это чтобы потом не считать каждый раз и не отвлекаться на лишние действия. Я, ни разу не математик, но мне было не сложно. И таблицу я помню в виде примеров, хотя были тетради с обоими вариантами. Прямо так и вспоминаю, как было на обложке напечатано, до сих пор.А вот замечать какие-то соответствия, совпадения и «интересные факты»- не, я бы не осилила.

    Ответить

Оставить отзыв

Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на нашем сайте вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.